+375 (29) 599-10-48

Молоко и системное мышление

 Молоко и системное мышление

  
 
 
Автор:

Фомченко Юрий Аркадьевич - Учредитель Центра «Сталкер», Бизнес-тренер, коуч, Врач-терапевт, Психолог, Доцент, Кандидат медицинских наук, Сертифицированный тренер НЛП, Гештальт терапевт.

 

Пример происходящего в молочной отрасли Беларуси хорошо демонстрирует ряд принципов системного мышления, а точнее антисистемного мышления. Поэтому я не удержался и решил прокомментировать ситуацию с позиции системного мышления.

В последнее время, россельхознадзор наложил ограничения на поставку молочной продукции из Беларуси вследствие обнаружения там запрещенных веществ (исчисляется десятками нарушений).

Цитата: «Россияне посетили производственное унитарное предприятие "Мстиславльмолоко" (торговая марка "Бабушкина крынка"). Во время инспекции выяснилось, что на предприятии нет оборудования для производства сухой молочной продукции и сливочного масла. При этом указанная продукция отгружалась с предприятия и имела ветеринарные сопроводительные документы, выданные ветслужбой Мстиславльского района».

Далее, министр сельского хозяйства России заявил, что Россия планирует полностью отказаться от импорта молочной продукции из Беларуси в ближайшие 5-7 лет.

Это факты. А теперь о системном мышлении.

1. Архетип «Краткосрочные решения»:

Наши решения создают краткосрочные и долгосрочные последствия. В ближней перспективе нам удается решить проблему. Но в дальней, как выясняется, мы ничего не добились или даже ухудшили положение. Когда трудно сделать что-либо системное, ищется дешевый, простой вариант. Такая привычка ослабляет способность устранить проблему и по сути сама может превратиться в проблему.

Так и произошло с предприятиями молочной промышленности. В результате ответных санкции РФ против евросоюза произошло значительное увеличение спроса на белорусскую молочную продукцию. Чтобы заработать побольше «здесь и сейчас» начались повальные фальсификации продукции, нарушения технологии производства, прием некачественного сырья. Это краткосрочное решение, приводящее к заработку. К чему это привело в долгосрочной перспективе – мы прочитали выше.

Что могло бы быть «долгосрочным решением»? Инвестирование полученных средств в закупку новых линий производства, дальнейшей брендирование белорусской продукции, увеличение контроля за качеством продукции и борьба с фальсификатом, инвестирование в развитие молочных ферм в Беларуси. В долгую – это привело бы к повышению престижа белорусской молочной продукции и дальнейшему выходу на рынки Европы и Азии, наличие стабильных рынков сбыта, конкуренции с Российскими производителями не только ценами и т.д. В краткосрочной перспективе при таком подходе – свободных денег у предприятий не было бы. В долгосрочной – это богатство молочной промышленности Беларуси.

2. Архетип «дрейф цели»:

Это медленное снижение стандартов, которое трудно заметить сразу. Когда падение эффективности занимает месяцы и годы, предприятия не слышат сигналов тревоги. Прежде неприемлемое положение вещей может превратиться в норму.

Под влиянием повышенного спроса на предприятиях молочной промышленности происходило снижение стандартов качества продукции. Которое не замечалось от партии к партии, но это четко показали результаты лабораторных исследований. Главная причина такого дрейфа – это цели, поставленные на одноразовое достижение: один раз достигли и все (диссертацию защитили - и все). Но поставка продукции в соседнюю страну и завоевание её рынка – это цели, которые ставятся на годы вперед!

Что надо было делать? Ставить, так называемые, процессные цели. Процессная цель – цель, направленная на поддержание уровня определенных процессов во времени. Ставить цели на поддержание определенного качества и количества продукции, ставить цели, исходя из значительного временного промежутка. Например, задуматься, что будет на молочном рынке РФ через 5-7-10 лет? Какие предприятия будут там работать? Будут ли

открыты новые предприятия в РФ, РБ? Какие требования будут предъявляться к продукции? И т.д. И исходя из ответов на эти вопросы выстраивать стратегию предприятия уже сейчас.

3. Архетип «предел роста»:

Это когда усилия растут, а результаты снижаются. Например, случалось ли вам попадать в ситуацию, когда сначала вы добиваетесь прекрасных результатов, а потом все как будто упирается в стенку? Вы продолжаете жать на педали, но похоже, что получаете все меньшую отдачу от все большего приложения усилий. Путь к развитию успеха преграждает некий барьер, ограничение. Чем значительнее успех, тем сильнее проявляется ограничение, а чем сильнее проявляется ограничение, тем меньше эффективность действий. Процесс достижения результата порождает вторичные, незапланированные результаты (в виде уравновешивающих процессов), которые в конечном итоге и замедляют рост. Очень успешная компания может попасть в ситуацию, когда количество заказов становится для нее чрезмерным, так что время поставки растет, а качество продукции падает. В результате снижаются уровень удовлетворенности клиентов и количество заказов.

«Предел роста» сказался и на наших предприятиях: увеличение количества проходимой продукции, увеличение спроса инициировали рост ограничивающих факторов производства, которые не позволяют увеличивать качество и количество производимой продукции.

Что делать в таких случаях, когда ваша продукция начала интенсивно продаваться, повысились цены на ваши услуги, с рынка ушел крупный игрок?

Важно начать задавать себе следующие вопросы:

Что явно или неявно уменьшается в процессе роста? Что закончится в первую очередь? Что именно ограничивает в период роста? Что первым начинает расходоваться при запуске этого процесса? Как на это можно повлиять?

С какими ограничениями я, скорее всего, столкнусь? Когда это произойдет? Какие предвестники могут помочь мне? Что я могу сделать в период роста, чтобы увеличить способность преодоления его предела, когда он проявится?

Что даст продолжение роста? Какие альтернативные способы могут помочь получить то же самое (такой же результат), что давал (дает) предыдущий рост?

Для белорусских предприятий важно было бы задать себе следующие вопросы: когда закончится повышенный спрос на продукцию и что мы тогда будем делать? Когда повысятся требования к качеству продукции и готовы ли мы для этого? Когда рынок РФ перестанет быть для нас главным, и готовы ли мы для этого? Вся особенность системного мышления в том, что задавать эти вопросы стоит в самом начале роста!

Суть cистемного мышления – это овладение стратегиями долгосрочного мышления, в рамках больших временных периодов и больших пространств.

Владение навыками системного мышления важно для любого управленца! Особенно, если это управление большими предприятиями или государственными структурами. Применение принципов системного мышления поможет избежать многих типичных ошибок и неудач, приводящих к краху как в финансовом, так и в личном смыслах.

Задавайте себе важные вопросы относительно временных периодов 5-7-10 лет. Если я буду делать то, что делаю сейчас, то к чему это приведет через 5-7-10 лет? Когда и как закончится то, чем я сейчас занимаюсь? Куда движется мир в моей профессиональной области и нахожусь ли я в движении в том же направлении? Не уподобляйтесь французскому королю Людовику XV – «А после меня хоть потоп», которые жил сегодняшним днем, не особо заботясь о будущем и который оставил Людовику XVI страну в сильнейшем разорении.

Успехов и удачи всем на пути жизненной реализации!

Рассылка


Обзоры, аналитика, экспертные мнения, публикации; Расписание обучающих программ и бизнес-событий.
Бесплатный продукт