+375 (29) 599-10-48

Нейтральность психотерапевта

Нейтральность психотерапевта

 

Автор:

Фомченко Юрий Аркадьевич - Учредитель Центра «Сталкер», Бизнес-тренер, коуч, Врач-терапевт, Психолог, Доцент, Кандидат медицинских наук, Сертифицированный тренер НЛП, Гештальт терапевт.

 

Одна из разбираемых тем на курсе «НЛП в психологическом консультировании» - это тема нейтральности психотерапевта. Тема актуальная, приводящая к одной из самых распространенных ошибок – потере нейтральности психотерапевта. В этой статье разберем основные причины и формы потери нейтральности, способы и стратегии для консультанта, позволяющие сохранить нейтральность.

Нейтральность психотерапевта – качество, позволяющее сохранять беспристрастность при работе с клиентом, объективность взгляда со стороны, удерживать нейтральную позицию при конфликтах, позволяющее не вовлекаться в эмоциональное содержание проблемы клиента. Нейтральность проявляется в выражении заинтересованности клиентом как человеком, без проявления невербальных и вербальных признаков одобрения или неодобрения (оценки) его действий. Сохранение нейтральности при психологическом консультировании является базовым навыком эффективного консультанта. Нейтральность позволяет максимально объективно подходить к трудностям клиента и находить наиболее эффективные решения. Как говорит одна из пресуппозиций НЛП: чтобы описать систему, необходимо выйти за ее пределы.

Потеря нейтральности – одна из наиболее часто встречаемых ошибок психотерапевтов и психологов. Часто потеря нейтральности встречается, когда проблема клиента перекликается с собственными трудностями консультанта. В случае малого количества часов личной терапии у консультанта остаются «напряженные» темы, в которых много ограничивающих убеждений, есть травматические переживания, задеты те или иные ценности. В таких случаях, тема клиента «цепляет» психотерапевта, и он эмоционально вовлекается в ситуацию. Можно выделить три больших области, где возможна потеря нейтральности. Это область человеческих отношений (семейные, любовные, партнерские, межличностные отношения), область составления будущего «Я» клиента, область психотерапевтических отношений между консультантом и клиентом. Везде, где клиент представляет свои две конфликтующие части, консультант может занять позицию одной из них, нарушая нейтральность.

 

Пример из области семейных отношений: к женщине-консультанту приходит женщина-клиент со случаем разрыва отношений с мужем или партнером. Клиент рассказывает, какой муж подлец, какие плохие поступки он делает, как проявляет неуважение к женщине. Женская часть консультанта отзывается, и она начинает сначала не вербально, а потом и словесно выражать осуждение второй половины. Клиент и консультант образуют коалицию против мужа клиентки. Консультант выбирает направление для работы – развитие самосознания и самоценности женщины, а клиентка получает сочувствующего и поддерживающего специалиста, который советует то, что она хочет услышать. Но эта позиция заранее проигрышная и вот почему.

 

В такой ситуации консультант попадает в типичную ситуацию «треугольника Карпмана» и начинает выполнять роль «спасителя», клиентка – роль «жертвы», муж – роль «палача». Как мы знаем, рано или поздно, треугольник повернется и роли поменяются. При любом исходе семейной ситуации консультант может оказаться в проигрышной ситуации. Если клиентка разорвет отношения и будет в последующем сожалеть об этом – виноват консультант. Если клиентка восстановит отношения вопреки мнению консультанта (потому что дети, материальное обеспечение, возраст и т.д.) – будет виноват консультант, так как советовала «всякую чушь» и не поняла до конца ситуации. А может муж, узнав, что жена слушает стороннего человека, начать преследование психолога и тогда консультант превратится в «жертву» и вынужден будет искать «спасителя» на стороне, вовлекая в «треугольник Карпмана» все новых участников.

 

В этой ситуации консультант также оказывается в ловушке клиентских преувеличений, которые точно охарактеризовал Доктор Хаус: «Все пациенты лгут». Клиент, когда попадает к психологу, психотерапевту и начинает рассказывать про свои переживания и действия другой стороны, неизбежно выбирает самые типичные, самые эмоциональные, самые обидные ситуации за все время существования отношений (проблемы). При этом другая сторона отношений не освещается, если специально об этом не спрашивать. У консультанта непроизвольно складывается однобокое впечатление о ситуации и свои интервенции и действия он осуществляет из этого взгляда на ситуацию. Что, понятно, не есть правильно.

Наиболее часто нарушения нейтральности психотерапевта проявляются именно при разборе ситуаций в области семейных отношений. Так как там много эмоций, кипят страсти и проявляется страдание. Также часто теряется нейтральность, при обращении клиента на установление отношений с противоположным полом. В этом случае возникает риск «насаждения» своего видения «правильных» отношений со стороны консультанта. Клиент начинает подгоняться под свои «лекала». Что, в конечном итоге, приводит к появлению не устраивающих клиента отношений, из которых он рано или поздно выйдет.

 

Вторая область потери нейтральности возникает при обращении клиентов по поводу личностного развития, развития в профессиональной сфере, формирования модели своего будущего поведения. При этом клиент может достаточно сильно доверять консультанту, выполнять его рекомендации и, соответственно, получать результаты в своей жизни. Однако, такое положение дел воодушевляет также и консультанта, и он начинает увлекаться жизнью клиента, вовлекаясь эмоционально, теряя объективность, подгоняя его под свое видение успешности.

Третья область – нейтральность теряется и при симпатии, возникающей между консультантом и клиентом, особенно, если это лица противоположного пола. В такой ситуации увеличивается эмоциональная вовлеченность и теряется объективность. И это еще одна большая тема для обсуждения. 

 

 

Однако, есть и оборотная сторона нейтральности. Если терапевт будет постоянно и сильно нейтрален, то возникнет состояние (или впечатление) отстраненности, сниженной эмпатичности, низкой способности сопереживать и эмоционально поддерживать клиента. Консультант будет казаться «холодным», что вызовет у клиента нежелание работать, вплоть до ухода. Такому терапевту сложно продемонстрировать эмоциональную поддержку, его рекомендации могут восприниматься как роботизированные, не наполненные жизнью советы.

Таким образом, психотерапевт должен выдерживать тонкий баланс между собственной эмоциональностью и объективностью рассмотрения случая клиента. Этот баланс в процессе консультирования может смещаться как в одну, так и в другую сторону. Однако, консультанту необходимо все время возвращаться к базовому состоянию нейтральности и объективности.

 

Что помогает терапевту сохранить нейтральность?

 

Для этого можно использовать следующие несколько рекомендаций. Первое – помнить, что клиент представляет преувеличенную, утрированную картину своего состояния и своих происшествий. «Карта не есть территория» - еще одна пресуппозиция НЛП. Поэтому необходимо стараться выяснить информацию и события с точки зрения другой стороны. Уточнять и спрашивать про события, противоположные рассказанным клиентом. Например, муж высказывает претензии. А когда клиент тоже высказывал претензии? Когда претензий нет? Когда говорятся другие слова? Как часто? Что происходит между претензиями? Можно чаще спрашивать оценку своего состояния у самого клиента, его собственную оценку ситуации.

 

 

Второе – необходимо постоянно мониторить свое состояние на предмет желания сделать что-либо вместо клиента, как-то помочь ему своими связями, подружиться с ним в последующем, сделать что-либо вместо него или для него. При этом клиент может провоцировать на такое поведение, напрямую спрашивая у консультанта совета, интересуясь его личной жизнью. Важно отслеживать свою эмоциональную вовлеченность в жизнь клиента, свои переживания за него. Если становятся заметны признаки потери нейтральности, то это повод серьезно задуматься и пересмотреть тактику работы. Сохранению нейтральности помогает знание НЛП о различных позициях восприятия и развитие способности к их смене. 

 

 

При работе с клиентами консультант должен проявлять гибкость в смене позиций восприятия. Из первой позиции психолог пропускает проблему клиента через себя, через свою психику, стараясь понять, «что не так», оценить работу психики клиента, осознавая, как бы он поступил в том или ином случае. Занимая вторую позицию, психолог смотрит на проблему глазами клиента, испытывая его чувства, сопереживая ему, принимая обоснование его рациональной части. Способность перехода во вторую позицию клиента называется эмпатией и характеризует отзывчивость и чувствительность специалиста. Третья позиция – позиция наблюдателя – должна проявляться в периодическом выходе из системы оценок и интерпретаций как своих, так и клиента. Терапевт становится в позицию «над» системой, получая возможность наблюдать и выявлять закономерности психики клиента, реакции своей личности и оценивать психотерапевтические отношения клиент-консультант.

Склонность консультанта занимать первую позицию будет проявляться в навязывании своей точки зрения, подгонке клиента под свои «лекала», большом количестве советов. Склонность застревать во второй позиции проявляется в «чрезмерном сочувствии» клиенту, демонстрации собственной оценки. Таких психологов можно определить по частым кивкам головы, одобрительным или неодобрительным возгласам, по сочувствующему взгляду… Склонность к третьей позиции представляет обратную сторону нейтральности, когда консультант держится отстраненно, холодно, очень рационально, без проявления собственных чувств.

Все эти позиции важны с точки зрения психологической работы и профессионализм специалиста заключается в легкой смене позиции восприятия как у себя, так и стимуляции этого у клиента.

 

Третий способ, помогающий сохранить нейтральность – это участие в супервизионной работе с коллегами. Именно при супервизии есть возможность заметить потерю нейтральности и получить качественную обратную связь о своей работе. Не упускайте возможность общения с коллегами, используйте возможности для супервизий своих клиентов. Обязательно посещайте встречи местных сообществ психологов и психотерапевтов.

 

 

И в заключение: все психотерапевты теряли, теряют или будут еще терять нейтральность. Грамотного специалиста отличает способность заметить это и использовать на благо клиента.

 

Рассылка


Обзоры, аналитика, экспертные мнения, публикации; Расписание обучающих программ и бизнес-событий.
Бесплатный продукт