+375 (29) 599-10-48

Один путь для всех - Круг обучения в НЛП

Один путь для всех - Круг обучения в НЛП.

 
 
Автор:

Барышев Артём Николаевич – Тренер Центра «Сталкер», Врач-психиатр-нарколог, Тренер НЛП.

С самого рождения и на протяжении всей своей жизни каждый из нас сталкивается с необходимостью постоянно учиться. Этот путь встречается в жизни каждого из нас снова и снова. Насладиться же этой дорогой, научившись проходить его быстрее и увлеченнее, могут далеко не все.

Понаблюдайте за маленькими детьми, которые учатся держать ложку во время еды, ходить, произносить звуки, а потом и слова. Вспомните, как учителя в школе постоянно твердили, что «ученье - свет, а неученье - тьма» и буквально заставляли зазубривать домашнее задание. В университете точно такая же история… А потом и в профессиональной среде приходится постоянно учиться, чтобы быть востребованным и конкурентоспособным специалистом на рынке! Как бы мы не извивались, но нам постоянно приходится начинать что-то новое и обучаться. Знание о моделях и принципах обучения поможет сделать нам этот процесс более быстрым, эффективным и увлекательным. Но вряд ли кого-то интересует обучение ради самого обучения! Достижение целей, самореализация, успех  - вот что захватывает умы современных людей. Об этом и будем вести речь.

Одна из моделей, которая поможет достичь желаемого — круг обучения. Обучение — это непрерывный и постоянный процесс балансирования между получением новой информации и приспосабливанием уже имеющихся знаний к новой информации. Именно поэтому обязательная часть любого курса НЛП-практик - изучение базовой модели изменения «круг обучения». Зная её, достаточно легко понять, какие этапы должны быть пройдены на пути к успеху. 

Что такое круг обучения?

На рисунке вы видите декартову систему координат с осями осознание и компетентность. Пересечение этих осей создаёт четыре сектора:

  1. Бессознательная некомпетентность.
  2. Сознательная некомпетентность.
  3. Сознательная компетентность.
  4. Бессознательная компетентность.

 

Это четыре состояния, в которых мы можем находиться по отношению к любому знанию или умению. Сейчас разберемся более подробно.

 

Бессознательная некомпетентность (Я не знаю, что я не знаю). 

Человек некомпетентен в какой-либо области, и он не в курсе, что это так. Он даже может не предполагать, что такая область существует. К примеру, для школьников младших классов «квантовая физика» является простым словосочетанием, и они понятия не имеют о чём эта дисциплина. Тем, кто далеки от интернет маркетинга, таким же пустым звуком будут понятия SMM, Яндекс Директ, SEO.Большинство из тех, кто только начал изучать НЛП, ещё не владеют 6-шаговым рефреймингом и реймпринтингом… Они ничего не знают об этих технологиях и абсолютно не печалятся по этому поводу. Возможно, и вы ещё 10 минут назад ничего не знали о существовании круга обучения. И, соответственно, не умели им пользоваться.

 

Сознательная некомпетентность (Я знаю, что я не знаю). 

Второй сегмент круга обучения говорит о том, что вы уже имеете какие-то знания о предмете или явлении, но их явно не достаточно, чтобы быть компетентным в этой области и вы об этом знаете. Проще говоря, вы знаете, что в чём-то не разбираетесь или не умеете что-то делать. К примеру, игра в бильярд. Вы можете знать, что есть бильярдный стол с лузами, шары, кии и понимаете, что шары при помощи кия нужно загнать в лузу… Но вы не можете назвать себя профессионалом в игре, так как пробовали играть всего несколько раз и до ТОПовых игроков в «Русский бильярд» или «Американку» как до луны. Сознательная некомпетентность - это осознание границ своих сегодняшних возможностей. 

 

Сознательная компетентность (Я знаю, что я знаю).

В этом сегменте круга обучения человек уже приобретает умение, но для хороших результатов всё ещё требуется сознательное внимание. Допустим, что вы сознательно пробуете новые приёмы в общении, которые изучили на курсах, и отслеживаете, что именно делаете и какие результаты получаете. Когда начинающий водитель только получил водительское удостоверение, то подразумевается, что он подготовлен к вождению автомобиля на уровне сознательной компетентности. Водитель всё знает и всё умеет… но ещё не всегда расслаблен за рулём, может не так быстро отреагировать в новой или сложной ситуации на дороге, не всегда ориентируется при напряжённом трафике в крупных городах… водитель ещё не провёл за рулём достаточное количество времени, чтобы стать мастером вождения автомобиля.

 

Бессознательная компетентность (Я не знаю, что я знаю). 

Это состояние мастерства, автоматизма выполняемого действия, сформированного навыка. Вы можете что-то делать, не задумываясь. Идти, бежать, есть, завязывать шнурки, разговаривать на родном языке, проверять почту... Всё то, что мы делаем настолько хорошо, что подчас и не помним, что когда-то этому учились. Всё происходит легко и непринужденно.Мы в раннем детстве с трудом попадали ложкой в рот, когда хотели съесть кашу. А сейчас ничего - справляемся. Даже когда я пишу этот текст, большая часть процессов происходит автоматически. Пальцы сами собой стучат по клавишам; отдельные мысли, переплетаясь друг с другом, формируют готовый текст, десятки раз рассказанный на тренингах; встроенные в детстве правила русского языка позволяют записывать этот текст грамотно – всё это бессознательная компетентность.

 

Как использовать круг обучения в своей жизни?

 

У этой простой модели есть огромное количество применений в жизни, о которых в рамках одной статьи рассказать даже не представляется возможным! Поэтому будут освящены самые основные моменты, которые помогут избежать большого количества ошибок в вашем развитии, и станут своего рода путеводителем в ту жизнь, которую вы желаете прожить. 

 

Личностные качества и особенности

Процесс обучения очень сильно зависит от наших личностных качеств и особенностей мировосприятия! Вы, сами того не зная, можете вставлять палки себе в колёса, обучаясь чему-то новому. Рассмотрим несколько примеров. 

  Когда человек находится в 1-ом сегменте «бессознательная некомпетентность», то такие особенности, как открытость миру и жажда нового играют на этом этапе ключевую роль. Если человек не обладает этими качествами, то он просто ограничивает себя в развитии, отмахиваясь практически от всех новых знаний: «это не интересно… это не нужно… всё это ерунда». Типичный портрет  - это консерватор, который цепляется за догмы, приобретённые когда-то давным-давно, и не стремится что-либо изменить в своей жизни. Вы никогда не встретите такого человека в высокоинтеллектуальной среде, за чтением передовой литературы, страстно увлечённым каким-то необычным делом. На тренинги личностного роста они не ходят, у них и так «всё хорошо». Но когда человек открыт и жаждет получать информацию, то картинка меняется кардинальным образом! Это достигаторы, которые постоянно чего-то хотят и их жизнь горит ярким пламенем, насыщена красками и полна уникальными эмоциями, так как они потенциально могут открывать для себя новые миры и проживать не одну жизнь.

Во 2-ом сегменте «сознательная некомпетентность» помимо открытости миру и стремления к новому приобретают значимость такие качества, как стойкость, терпеливость и смелость. Согласитесь, что на этапе, когда у вас получается гораздо меньше, чем хотелось бы, гораздо проще махнуть на всё рукой и сказать: «это слишком сложно для меня». Кстати, это одна из основных причин ухода из тренинговых программ и групп личностного роста. Участники, посетив 1-2 блока, перестают посещать курсы, так как не находят в себе сил дать себе время и шанс для изменений. Когда новичок приходит в тренажёрный зал, то первые пару месяцев он ощущает только боль от тренировок, но не наблюдает прироста мышечной массы. Но если продолжить тренировки через боль и усталость, то со временем боль пройдёт, а мышцы увеличатся в объёме. Но вы этого никогда не узнаете, если не продолжите тренировки. А как часто вы бросали, только начав изучение иностранного языка, игру на музыкальном инструменте, рисование, диету, зарядку по утрам? 

На 3-ем этапе, когда вы находитесь в сегменте «сознательная компетентность», вам понадобиться ещё чувство здорового перфекционизма и целеустремлённость, чтобы продолжать своё развитие. Когда умение сформировано очень важно продолжать оттачивать детали! Сравним двух врачей с одинаковым стажем работы… Один из них имеет хорошую теоретическую подготовку и всем назначает лечение по годами отработанной и проверенной схеме, которая будет эффективна в 70-80% случаев, а второй делает всё то же самое и ещё старается дать какие-то дополнительные рекомендации, чуть-чуть больше поговорить с пациентом, что-то узнать, возможно попробовать что-то новое, если предыдущее лечение оказалось неэффективным. Можно всю жизнь ехать по одной и той же колее, а можно разрабатывать новые маршруты. Только в первом случае нет развития, а есть повторение шаблонов, которые со временем становятся всё проще и проще. Не зря рекомендуют каждые три – пять лет менять место работы, чтобы «не засиживаться». Психологи давно заметили что, если работать годами на одном и том же месте, то очень часто безразличие к работе может расти, а её качество падать.

Находясь на 4-ом сегменте круга обучения в состоянии «бессознательной компетентности» очень важно опять обратить пристальное внимание на открытость новому, чтобы у вас была возможность перешагнуть свои собственные чувства самодовольства, самоуверенности, самолюбования и продолжить обучение дальше (замкнуть круг обучения). Самое распространенное заблуждение у тех, кто долгое время уже занимается в какой-то теме: «Я всё знаю, всё умею и мне нечему больше учиться». Какое-то время эти могут купаться в лучах своей славы, но рано или поздно их кто-то перещеголяет, а с таким «ударом» справляются не все. Лишь постоянно бросая себе новый вызов и ставя амбициозные цели можно действительно стать мастером и быть им.

Кроме того, красной линией через весь процесс обучения идут такие качества, как чувствительность и любовь к себе! Чувствительность помогает нам определять прогресс в нашем развитии и отслеживать путь, по которому мы идём. А любовь к себе позволяет благодарить и поощрять себя за достижения… иногда маленькие и едва уловимые даже для самих себя, иногда большие и значительные, в том числе и для других. Именно это придаёт процессу обучения лёгкость и удовольствие!

Время

Очевидно, что разные по сложности навыки требуют различного количества времени в своей тренировке. Одно дело научиться завязывать шнурки и совершенно другое виртуозно играть на скрипке! Любой сложный навык состоит из огромного количества простых. Поэтому основное количество времени и уходит на то, чтобы соединить воедино все необходимые элементы. 

Чтобы перейти из сегмента неосознанной некомпетентности в сегмент осознанной некомпетентности круга обучения требуется не так уж и много времени. Как только вы первый раз попробовали новое дело и получили первые результаты (удовлетворительные либо нет), то практически сразу готовы к осознанию того, что в этой области вы многого не знаете. 

Чтобы продолжить движение по кругу обучения и перейти из второго сегмента в сегмент сознательной компетентности потребуется гораздо больше усилий. Если тренируемый элемент простой, то на это может понадобиться 3 – 7 повторений, если более сложный, то 20 – 100 повторений. Тогда будет можносказать: «я знаю, что я знаю». Для формирования привычки, в среднем, требуется 21 повторение. Причем эти повторения должны быть разделены во времени. Если вы будете учить английский язык по 1 часу в день на протяжении 21 дня, то результат у вас будет гораздо выше, нежели вы посвятите практически сутки  этому делу за один подход. Когда человек находится в третьем сегменте круга обучения, то его можно назвать профессионалом в своём деле. К примеру, врач или преподаватель 1-ой категории формально считаются профессионалами. Чтобы получить первую категорию нужно иметь практический опыт работы не менее 5 лет и сдать ряд экзаменов. Но основной фактор – это время, проведенное за практической деятельностью.

Чтобы стать мастером своего дела и переместиться в сегмент бессознательной компетентности, требуется ещё больше времени! Многие слышали о такой теме, как 10000 часов. Чтобы стать мастером необходимо провести это время за практикой, оттачивая свои умения и переводя их в прочные навыки. Вспомните выдающих музыкантов, политиков, учёных… абсолютное большинство из них получают признание общества после многолетней практики! И даже если новоиспечённой рок-звезде всего 20 лет, то это ещё не значит, что до этого возраста «звезда» ничего не делала. Мастерство – это вершина айсберга! Подводную часть никто не видит: тренировки, репетиции, теоретическая подготовка. Многие говорят о таланте и божественном даре, но и за этими понятиями скрываются многие часы практики! Чтобы сформировать простой навык требуется 100-1000 повторений, а для комплексных навыков требуются те пресловутые 10000 часов.

 

Модели обучения

Можно различными способами перемещаться по сегментам обучения, но есть две основных модели, которые известны с давних времен! Это «Западная» и «Восточная» модели обучения. Остановимся на каждой из них более подробно.

«Западная модель»

Вспомните ваше обучение в школе и университете… Сначала долгое и упорное объяснение и разбор теоретического материала в форме лекций и семинарских занятий, а уж затем, если хватило времени, переход к практической деятельности. Как результат – выпускник школы и университета хорошо подготовлен теоретически, но практических навыков у него явно не достаточно. Это типичный пример обучения по западной модели: от теории к практике, от простого к сложному, от малого к большому и от первого сегмента круга обучения к четвертому. Вся модель направлена на осознание механизмов и алгоритмов функционирования. Стоит сказать, что вчерашние выпускники, приступив к практической деятельности, достаточно быстро всё схватывают и достигают уровня профессионала и мастера за 10000 часов. Очевидный минус этой модели в том, что в начале обучения отмечается достаточно большой период времени, когда ученик вообще ничего не умеет. Этот факт тормозит рост и развитие в выбранной сфере, так как всегда есть соблазн сказать себе: «Я ещё не все книги прочитал, мне рано начинать… Мне ещё нужно посещать тренинги и курсы… Нужно учиться, учиться и ещё раз учиться». Так может продолжаться до бесконечности. Такие люди много знают, но мало умеют, так и не доходя до мастерства, отчего самомнение не подкрепляется реальным уровнем совершенства навыка.

«Восточная модель»

Здесь дела обстоят противоположным образом. Вспомните фильмы про восточные единоборства, где можно пронаблюдать, как ученик приходит к мастеру, чтобы что-то там освоить, а в ответ: «Не задавай лишних вопросов, а просто повторяй за мастером». Принцип «делай как я и всё будет хорошо» в последнее время особенно приобретает популярность на просторах интернета. Это заманчивая попытка перенести ученика сразу в 4-й сегмент. Приобретение навыка через подражание и копирование с моментальным направлением в практическое русло. Как эффект – ученик многое умеет на практике, но теоретически он не подготовлен, так как очень мало времени уделялось 2 и 3 сегментам обучения. Ведь тогда нет возможности самостоятельно усовершенствовать собственную деятельность, так как нет понимания структуры навыка. Определённо и вы встречались с такими специалистами, которые не могли разложить свою работу на конкретные алгоритмы, а всё больше ссылались на чутьё и интуицию. Это и есть основной минус этой модели. Человек просто не знает, как передать свои знания, так как сам «не знает, что он знает». Обучение до уровня мастера и по этой модели занимает всё те же 10000 часов. 

Вернемся к воспитанию детей… К восточной модели хорошо подходит высказывание: «не нужно заниматься воспитанием детей, всё равно они будут похожи на вас». Если отец долгими вечерами лежит на диване с пивом у телевизора и отдаёт команды ребёнку: «делай уроки… иди на тренировку… помоги маме делать уборку», то у ребёнка есть бессознательное желание смоделировать отца! Зачем делать какие-то сложные вещи, если я хочу просто быть таким как папа? Представьте, как великолепно сформируется навык «лежать на диване», если ему посвятить 10000 часов! А потом можно со спокойной душой обвинять ребёнка в том, что он ленивый и ничем не интересуется.

Основная мысль в том, чтобы уметь сочетать эти две модели обучения, не отбрасывая ни одну из них. Ведь только тогда можно потенцировать все плюсы и нейтрализовать минусы каждой из них, делая при этом свой путь развития стремительным и эффективным.

В этой статье была кратко описана лишь малая часть того, где применима модель «круг обучения»! В будущем, мы планируем подготовить ещё ряд статей на данную тему. Следите за нашими публикациями!

 

Рассылка


Обзоры, аналитика, экспертные мнения, публикации; Расписание обучающих программ и бизнес-событий.
Бесплатный продукт