logo

Тренинговый центр Сталкер

Автор:

Фомченко Юрий Аркадьевич - Учредитель Центра «Сталкер», Бизнес-тренер, коуч, Врач-терапевт, Психолог, Доцент, Кандидат медицинских наук, Сертифицированный тренер НЛП, Гештальт терапевт.

 

Модель социальной панорамы впервые была разработана Лукасом Дерксом.  Это один из «пионеров европейского НЛП», внесших наибольший вклад в развитие НЛП в Европе. Социальный психолог, тренер, художник, музыкант, писатель. Модель социальной панорамы – это результат синтеза социальной психологии и подходов НЛП к способам кодирования информации головным мозгом. 

Фото с семинара Лукаса Деркса "Модель социальной панорамы в образовании и коучинге", Москва, 2009 г.
(Юрий Фомченко, Лукас Деркс, Владимир Борисов)

 

Модель социальной панорамы – это модель бессознательного картографирования социальных отношений, для внесения изменений и выстраивания гармоничной коммуникации.?

Мы живем в обществе людей, ежедневно контактируем и выстраиваем взаимоотношения. Для ориентации в этом многообразном социальном мире, где необходимо выстраивать отношения с другими людьми, с социальными институтами, с социальными группами, с самим собой – разуму необходимо иметь некоторую понятную для него модель. Где он может ориентироваться, вносить изменения, кодировать типы взаимоотношений, чтобы не начинать каждый раз с нуля. Образы людей, которые бессознательно формируются в нашем разуме, и их взаимосвязи составляют нашу социальную реальность. Как наш разум понимает, что с этим человеком, с которым мы уже видимся не первый раз, необходимо вести себя определенным образом? Ведь просто из памяти эту информацию не извлечешь, память – это набор картинок, слайдов, фильмов о прошлом. Необходимо иметь специальную систему, определяющую значимость, эмоциональность, авторитетность и другие параметры социальных фигур.

Наш мозг хранит образы людей, с которыми мы постоянно или периодически коммуницируем. Соответственно логично предположить, что мозг определенным образом будет кодировать эти визуальные образы в зависимости от типа, эмоциональности и близости отношений с этими людьми. Для этого мозг использует визуальные характеристики этих образов, такие как расстояние до образа, его размеры, четкость визуализации, цветовые параметры и др. Модель социальной панорамы — это результат «моделирования населения», изучения определенного сегмента субъективного опыта (в данном случае социального) у большого количества субъектов для распознавания универсальных, культурных и личностных паттернов.

Если прямо сейчас подумать о близком человеке, то где-то в пространстве возникнет его образ. Он может быть справа или слева, спереди или сзади, на определенном расстоянии от представляющего. Образ может возникнуть как один, так и несколько. К этому можно добавить много других характеристик образа. Согласитесь, что если подумать о другом человеке, то его образ будет совсем в другом месте и с другими характеристиками. 

Такие внутренние образы в модели социальной панорамы называются персонификациями. Персонификация – это образ или фигура, человека, предмета или чего-нибудь ещё, представленная в нейронной сети (мозге) человека. 

Наша социальная карта построена подобно трехмерному внутреннему пейзажу, составленному из абстрактных образов людей. При этом абстракция имеет такой уровень, что мы все еще можем узнавать, кого такой образ представляет. Любой человек, любая проблема занимают в нашей социальной реальности определенное место. Позиция того или иного человека зависит от нашего отношения к нему. Они могут как поддерживать нас, так и препятствовать осуществлению наших планов. «Я» находится в центре этой социальной панорамы, все значимые люди проецируются на собственные позиции вокруг себя.

 

Выделяют пять типов персонификаций:

  1. Персонификация себя (мысленный конструкт себя).
  2. Персонификации других (мысленные конструкты, которые представляют других).
  3. Персонификации группы (конструкты социальных групп и социальных институтов).
  4. Духовные персонификации (умершие, духи, боги).
  5. Метафорические и символические персонификации.

Есть определенный правила социальной панорамы, которые используют при работе с этой социальной моделью.

  1. Отношения равняются местоположению: участок в мысленном пространстве, на который человек проецирует кого-то, определяет эмоциональное качество отношений.

  2. Персонификации, являются уникальной категорией мысленного конструирования; все персонификации человека являются частью его самого в том смысле, в котором психология определяет части личности.

  3. Репрезентация доминирует над взаимодействием: образ человека, который вы построили, определяет, как вы будете взаимодействовать с этим человеком.

  4. Социальная панорама человека — это первичное представление его или ее отношений; изменение в пределах социальной панорамы обязательно изменит включенные в нее отношения.

 

Существуют также определенные закономерности в построении образов социальной панорамы.

  • чем ближе образ к человеку, тем более значимые отношения; чем дальше образ, тем значимость и актуальность отношений теряется; взаимное расположение образов относительно друг друга также демонстрирует взаимодействие этих людей друг с другом, как они представляются в голове у человека; 

  • расположение глаз образа относительно глаз человека: если глаза образа находятся выше собственных глаз, то этот человек обладает авторитетным влиянием, если глаза образа находятся ниже собственных глаз, то вы обладаете авторитетным влиянием на этого человека (так вам представляется);
  • чем более освещенный образ, светлый, тем более приятные эмоциональные отношения с этим человеком, чем образ более затемнен, темный, неясный, тем менее приятные (негативные) эмоциональные отношения с этим человеком;
  • чем более часто контактируете с этим человеком, тем более его образ будет стремиться занять серединное переднее местоположение, и наоборот: при уменьшении контактов образ будет постепенно уходить с центрального, серединного местоположения, смещаясь в сторону и вдаль.  
  • есть зона близких людей до 1,5-2 метров, и зона социального окружения – до 7-10 метров. Соответственно, те, кто входит в ближний круг считаются нами как «близкие» люди. 

Социальная панорама является не статической, а динамической моделью. Она постоянно меняется, изменяется местоположение персонификаций, в зависимости от контекста вашего взаимодействия в данный момент с различными людьми и общего «тренда» ваших взаимоотношений.

Исходя из основного правила социальной панорамы: изменение в персонификациях неизбежно приводит к изменению реальных взаимоотношений с людьми. Из этого мы можем сделать два интересных вывода, используемых для практической работы психолога. 

Первый – работа с внутренними абстрактными образами способна переводить взаимоотношения на другие уровни, восстанавливать и изменять их. Это является необходимым инструментом любого практического психолога. На этом принципе построена практическая работа в психосинтезе, системных расстановках, ряд практик с частями личности в различных направлениях психологии и психотерапии.

Второй, не менее важный, – это диагностический аспект эффективности работы психолога. Ведь динамика изменения социальной панорамы клиента напрямую свидетельствует об успешности работы, и наоборот. Также, это важный диагностический инструмент внутреннего мира клиента и особенностей работы с ним. 

Местоположение персонификаций очень точно отражает эмоциональное отношение индивида как к окружающим близким людям, так и к самому себе. В первую очередь необходимо обращать внимание на отображение собственной персонификации при работе с кризисными ситуациями. В этих случаях могут наблюдаться негативные изменения образа самого себя. Наиболее часто встречается уменьшение размера, которое может достигать значительных величин, человек может видеть себя маленьким, ничтожным, микроскопическим по сравнению с другими значимыми фигурами, которые участвовали в инциденте. Может быть изменение цветовых характеристик, проявляющееся в затемненности образа, его значительной неясности, потере человеческих черт. Возможно также оторванность собственного образа от самого себя: когда собственную персонификацию человек видит на значительном расстоянии. При этом начинает срабатывать один из законов социальной панорамы: идентификация происходит с наиболее ярким и светлым образом в социальной панораме человека. При этом индивид легко может ассоциироваться с образом другого близкого человека и попасть целиком под его влияние. Либо из-за уменьшенного размера своего образа периодически ассоциируется с разными людьми и начинает совершать противоречивые поступки в своей жизни. Знание принципов работы социальной панорамы подводит нас к пониманию действий людей, попавших под влияние авторитета, под влияние лидерской, харизматичной фигуры, толпы. Также здесь можно упомянуть больной вопрос для психологов – это секты и подверженность психики различного рода установкам с их стороны. 

Как человек попадает под влияние авторитета? Необходимым условием является либо уменьшение и затемнение своего образа, и (или) появление яркого и большого образа авторитета в социальной панораме человека.

При возникновении кризисной ситуации, именно негативное изменение собственного образа в социальной системе ставит человека на грань кризиса. На это провоцируют как внутренние, так и внешние факторы, вызывающие кризисную ситуацию. По качеству личной персонификации можно оценивать прогноз и перспективу работы психолога. Соответственно чем более изменен собственный образ, чем более он отдален от человека, тем большие нарушения в самоидентификации, то тем более сложная и длительная работа предстоит. Именно оценка динамики изменения собственного образа клиента позволит психологу оценивать динамику своей работы. Также, на эффективность работы именно в модели социальной панорамы влияет развитие мозга клиента, в частности, его визуального канала. Чем более интеллектуален клиент, чем лучше он способен видеть внутренние образы и оперировать ими, тем лучше происходит работа, тем быстрее происходят изменения. 

Второе направление работы в модели социальной панорамы – это изменение персонификаций близкого и дальнего круга значимых людей клиента. Их образы также отражают их значимость в жизни клиента, эмоциональное отношение к ним, их авторитетность. Работа с другими персонификациями должна сводиться к уменьшению их размеров до партнерских (до «нормального» размера человека), соответствию яркости и освещенности до средних значений. Здесь также начинают работать другие визуальные характеристики, отражающие качество взаимоотношений с тем или иным человеком. Чувства по отношению к другим людям кодируются в социальной панораме определенными визуальными характеристиками: цвет, четкость, подсветка, фокус, а также направление взгляда, выражение лица, ротация персонификации. Сочетание этих характеристик определяет гамму чувств к другому человеку. Здесь нет общих для всех людей закономерностей. Для работы и изменения применяются шаблоны идеалов конкретного человека. Например, клиенту хочется привнести в отношения с другим человеком чувство уверенности или спокойствия. Для этого выбирается человек из окружения клиента с которым данные чувства уже присутствуют и оцениваются визуальные характеристики образа этой «модели». Далее эти характеристики переносятся на желаемый образ и достигается легкость воспроизведения этого образа с такими же характеристиками. 

Эффективность реальных изменений основана на законе социальной панорамы: изменение в пределах социальной панорамы обязательно изменит включенные в нее отношения. После внесения изменений в социальную панораму мы сможем наблюдать постепенное изменение взаимоотношений клиента.

Критерий эффективности изменений отношений – это изменения в социальной панораме клиента. Это позволяет психологу оценивать эффективность выбранного подхода и технологий для помощи и изменения клиента. Также качественные изменения персонификаций позволяют определить направления для дальнейшей работы и прогнозировать количество и продолжительность психологических консультаций.

Подводя итоги, можно сказать, что модель социальной панорамы Лукаса Деркса является эффективным инструментом для оценки действий психолога, оценки динамики изменения клиента, прогнозирования динамики изменений клиента, определения наиболее эффективных методик работы с конкретным человеком. Также сами технологии социальной панорамы служат хорошим технологическим инструментом психолога, расширяющим и обогащающим его арсенал. 

В заключение, хочется отметить еще одну важную деталь при работе в этой парадигме: возможность научить клиента самому работать со своей социальной панорамой, привносить в нее изменения, динамически менять ее в зависимости от контекста уже без присутствия психолога!

 

  1. Лукас Деркс, Я. Холландер. Сущность НЛП. Ключи к личностному развитию. – Издательство КСП+, 2000. – 704 с.
  2. Lucas Derks. Social Panoramas: Changing the Unconscious Landscape with NLP and Psychotherapy. – Crown House Publishing, 2005. – 408 с.
  3. Derks, L., Hollander, J. Exploring the Spiritual Panorama. In: NLP World, Vol. 3, No. 2, July 1996.
  4. Derks, L. Exploring the Social Panorama. In: NLP World, Vol. 2, No.3 28-42, november 1995.