logo

Тренинговый центр Сталкер

 

Автор:

Фомченко Юрий Аркадьевич - Учредитель Центра «Сталкер», Бизнес-тренер, коуч, Врач-терапевт, Психолог, Доцент, Кандидат медицинских наук, Сертифицированный тренер НЛП 

 

Мы сталкиваемся с нашими первыми экзаменами, начиная с очень маленького возраста. С детства мы получаем такие задания, как пение песни перед родственниками, выполнение нового танцевального маневра перед мамой и папой и простые арифметические и орфографические задачки. Все это является примерами ранних экзаменов. Некоторые дети преуспевают в этом, показывая всем, насколько они хороши, и, впоследствии, становясь старше, получают положительные ассоциации в отношении тестов и экзаменов. Другие испытывают смущение, возможно, их высмеивают и в конечном итоге вызывают негативную ассоциацию с экзаменами.

Из ассоциаций, сформированных с ранними экзаменами, мы создаем обобщения, которые либо поддерживают нас в условиях экзамена, либо приводят нас к холодному поту, когда мы попадаем в ситуацию теста. Во время первого жизненного опыта мы создаем ментальные карты, которые записывают наш опыт. Потом, попадая в ситуацию теста, в своем теперешнем взрослом состоянии, мы запускаем ментальные программы, которые были записаны когда-то в далеком прошлом. Результатом этого является экзаменационная тревога или экзаменационная уверенность (или, возможно, где-то посередине) в зависимости от конкретного человека. Тревога и подготовка к экзаменам не очень хорошо сочетаются для хорошей подготовки и сдачи. И, согласно современным исследованиям, низкий уровень тревоги в сочетании с сосредоточенностью и повышенным осознанием являются компонентами состояния "потока". Однако высокий уровень тревожности при подготовке или прохождении самого экзамена серьезно ограничивает память и способность обрабатывать информацию.

Предлагаемая стратегия сдачи экзаменов, включает в себя осознание большей цели, визуализацию успеха, создание оптимального состояния обучения, планирование обучения и умение давать себе умную обратную связь.

 

Осознание большей цели


Для многих экзамены - это ухудшение жизни, которое отнимает время и вызывает стресс. Такой способ мышления заставляет мысленно возвращаться к ситуации стресса, что значительно ухудшает подготовительную работу к экзамену. Лучше думать на гораздо более высоком уровне, а именно о том, что происходит после сдачи экзамена. Это как бы думать «о цели за пределами цели». Начните думать о преимуществах сдачи экзамена и о том, что вы будете делать, когда сдадите его и перейдете на следующую ступень. Визуализируйте цель за пределами цели в следующих шагах этой стратегии, чтобы создать волнение достижения и эмоциональный импульс.

 

Визуализируйте Успех

Многие люди испытывают тревогу на экзамене, потому что они мысленно представляют себе экзамен как тяжелую борьбу и представляют, что они проваливаются на экзамене, и при этом удивляются, почему они испытывают тревогу! Необходимо перевернуть этот процесс, создать сильные визуализации об успешном прохождении экзамена и создать свою "будущую историю".

Прежде чем начать процесс создания будущего, подумайте, что вы способны здесь и сейчас сдать этот экзамен. После этого начните процесс визуализации.

Выберите время и расположитесь, чтобы чувствовать себя расслабленно и спокойно и закройте глаза. Теперь станьте режиссером фильма или пьесы. Создайте в своем воображении прямо перед собой фильм или пьесу успешной сдачи экзамена. Вы – звезда этой пьесы, вы – центр сцены. Сцена, которую вы создаете впереди, показывает, как вы во всей своей красе сдаете экзамен. Обратите внимание на все свои положительные качества, помогающие вам сдать экзамен и присутствующие при сдаче этого экзамена. Теперь ассоциируйтесь с этой сценой, что вы будете чувствовать, когда вы будете успешно сдавать экзамен, как вы будете видеть мир вокруг себя во время сдачи экзамена, почувствуйте чувства, связанные со сдачей. Вы добились успеха, вы прошли!

Мысленно отойдите от переживания и внесите любые изменения в сцену, которые сделают ее еще более привлекательной. Прокрутите время вперед, чтобы вы также могли увидеть цель за пределами цели, преимущества от сдачи этого экзамена в будущем.

 

Создание оптимального состояния обучения

В НЛП и особенно в новом коде НЛП "состояние" является рычагом для изменения поведения. Как уже говорилось ранее, состояние тревоги вызывает ментальные блоки и поэтому не способствует запоминанию информации. Оптимальное состояние для запоминания и обучения, включает в себя такие качества, как расслабленность, открытость к новому и внимательность. Вот техника, которая поможет вам получить доступ к оптимальному состоянию для подготовки и сдачи самого экзамена. Лучше всего, если вы сядете в удобное кресло, поставив обе ноги на пол и положите руки на колени.

 

1. Сосредоточьте внимание, глядя на какую-либо точку впереди вас, возможно, на стене.

2. Подстройте свое дыхание. Вдохните через нос, задержите дыхание и медленно выдохните через рот. Соотношение вдоха и выдоха должно быть 1:2, то есть ваш выдох в два раза длиннее вашего вдоха.

3. Доступ к периферическому зрению. Удерживая внимание на точке на стене, расширьте свое визуальное восприятие так, чтобы вы одновременно осознавали область на один метр по обе стороны от точки, все еще осознавая и смотря на эту точку. Сделайте это, расширяя свое визуальное внимание, не двигая глазами. Теперь расширьте свое визуальное осознание еще больше, чтобы вы одновременно осознавали два метра с каждой стороны точки, все еще осознавая и смотря на эту точку. Затем расширьте свое осознание так, чтобы вы визуально осознавали все, что перед вами.

4. Необязательное: сосредоточьте свое внимание на пространстве вокруг вашей головой, как будто вы одели шляпу волшебника и осознаете поля этой шляпы (оставаясь при этом в периферийном зрении).

Исследователи обнаружили, что удержание внимания позади нас на фиксированном пространстве помогает удерживать внимание и усиливать память.

Используйте это состояние или что-то подобное для подготовки, обучения и сдачи экзамена.

 

Планируйте свое обучение


Просмотрите весь материал, который есть в программе и, вероятно, будет на экзамене. Разделите материал на темы и создайте график подготовки. Если у вас есть несколько экзаменов, это достаточно важная задача, чтобы уделить достаточно времени каждому предмету. Во время подготовки к экзамену останавливайтесь на теме, которую вы начали изучать и уделяйте ей все свое внимание, пока не изучите ее полностью. Не стоит дрейфовать случайным образом по материалу.

 

Умение давать себе умную обратную связь

Вы сами знаете, как лучше всего вам учиться и запоминать, поэтому используйте то, что сработало для вас. Проведите ревизию своих прошлых подготовок: что помогло вам лучше подготовиться, лучше запоминать, лучше чувствовать себя во время сдачи экзамена? Запоминайте и записывайте свои лайфхаки. Создайте собственную стратегию подготовки к экзаменам. Слушайте и запоминайте, как делают другие – возможно, их стратегии помогут и вам.

 

Ниже приведены некоторые полезные советы:

  • Делайте много перерывов; исследования показали, что временные рамки от 30 минут до 45 минут являются оптимальными для максимальной концентрации. Во время более длительных занятий, наш ум начинает блуждать и отвлекаться.
  • Используйте другую часть вашего мозга в перерыве между занятиями: займитесь физической активностью или медитацией, чтобы вы вернулись к своим занятиям освеженными.
  • Используйте музыку (если она помогает вам учиться). Исследования показали, что ритм рок-музыки и классической музыки помогает людям войти в состояние ускоренного обучения.
  • Делайте различные заметки для себя во время подготовки. Используйте много цветов, символов и аббревиатур. Ментальные карты, диаграммы, схемы – все это полезно. Используйте большие листы бумаги. используйте размер плаката А1 когда вы рисуете майнд-мэпы и схемы.
  • Развешайте по всему дому и в своей спальне свои плакаты: возьмите свои ментальные карты (или другую форму заметок) и приклейте их на стены вашей спальни. Когда вы укладываетесь в постель, просмотрите на один плакат. Закройте глаза и мысленно представьте его. Когда вы проснетесь, представьте этот плакат, прежде, чем посмотреть на него. На следующий вечер повторите этот процесс с другим плакатом и с тем, который вы сделали ранее. Таким образом, вы сможете воссоздать плакаты своей спальни в своем уме перед экзаменом. Некоторые люди находят такие связи и ассоциации очень полезными, в том числе помогает визуализация и других предметов в вашей спальне. Это ассоциирование предметов вовлекает все органы чувств.
  • Танцуйте, пойте, действуйте, кричите, делайте все, что вам нужно, чтобы впитать информацию на глубоком уровне.

 

Все процессы, описанные в этой статье, легко реализуются без формального обучения НЛП. Чтобы действительно запечатлеть пиковые состояния производительности при сдаче экзаменов, я бы посоветовал людям пройти курс НЛП-практик. НЛП имеет ряд техник и принципов, предназначенных для максимизации бессознательной производительности.

Если следовать приведенным здесь простым шагам, вы облегчите сдачу экзамена. Осознавайте цель за пределами цели, создавайте позитивную будущую историю, создавайте полезное состояние обучения, планируйте свое обучение и давайте себе умную обратную связь. Адаптируйте процессы, описанные в этой статье, в соответствии с тем, как вы лучше всего учитесь. Наслаждайтесь сдачей ваших экзаменов!