logo

Тренинговый центр Сталкер

Автор:

Фомченко Юрий Аркадьевич - Учредитель Центра «Сталкер», Бизнес-тренер, коуч, Врач-терапевт, Психолог, Доцент, Кандидат медицинских наук, Сертифицированный тренер НЛП, Гештальт терапевт.

 

Когда я был студентом, то активно посещал различные тренинги и обучающие программы по личностному росту и психологии. В 90-е годы это было в новинку и было, по сути, единственным способом получить современные знания и опыт мастеров. Уже тогда я хотел стать тренером, вести группы и обучать людей. Однако профессия «тренер» была недосягаемой величиной, и каждый человек этой профессии воспринимался как живая легенда. Будучи участником многих тренингов, я колебался между двумя позициями. Как легко быть тренером: выступай перед людьми, рассказывай им всякое и зарабатывай на этом деньги. И как же трудно быть тренером: необходимо столько знать, столько уметь, как-то управлять людьми и еще нравиться им. Прошло много тренингов, несколько лет и ко мне начало приходить понимание, что не каждый тренер, который выступает на трибуне действительно – Тренер. Что это особая профессия, которой требуется учиться, приобретать специальные навыки и знания. Оказалось, что не так легко работать в этой профессии и что там есть много «подводных камней». 

Появилось понимание, что есть качественное и некачественное обучение на тренингах. Иногда, после тренинга, очень сильно хотелось ругаться за бесцельно потраченное время, иногда – участники выходили, переполненные эмоциями (потом оказывалось, что единственное, что там и было – это эмоции), иногда – тренинги действительно продвигали, были информативными и помогали в текущей деятельности. Тогда же зародилась и выросла мысль, что тренинговая работа должна быть непременно качественной и безупречной. И, с момента образования тренингового центра Сталкер, началась постоянная работа над улучшением качества своей работы и борьбы с «шарлатанством».  

В этой статье я расскажу, как создаются и выпускаются тренинги в нашем центре. Эта информация будет полезна как для начинающих тренеров, так и для простых участников для понимания деятельности и профессии тренера. 

Вначале о том, как стать тренером в нашем центре. Как это не удивительно, но одного желания для этого мало… Хотя страстное желание работать тренером очень важно на этом пути. Чтобы стать тренером у нас, необходимо иметь медицинское или психологическое базовое высшее образование. Также, для работы в каком-либо направлении тренингов, необходимо получить дополнительное образование в этой области с получением сертификата и прохождением серии личных консультаций у преподавателя (если требуется). Мы требуем, чтобы тренер по тому направлению тренингов, которые он собирается проводить, прошел обучение у известных международных экспертов или известных и зарекомендовавших себя Российских центрах. Тренеры нашего центра обязаны получать дополнительное образование в своем направлении, как минимум, раз в год и раз в два года посещать тренинги международного уровня. Для тренеров центра также действует программа обязательного взаимного посещения тренингов для повышения своей квалификации.

Для поступления на стажировку в центр необходимо предварительно пройти базовые программы центра: курсы НЛП-практик, НЛП-мастер, курс тренерского мастерства, некоторые блоки курса Психосинтеза. Также тренер не должен страдать такими вредными привычками как курение, употребление алкоголя и психоактивных веществ, переедание и т.д.. 

Во время стажировки тренер несколько раз заново проходит программы центра, участвуя в них со стороны тренера, учится у ведущего приемам и способам ведения группы, записывает и отрабатывает информационные и технические моменты тренинга. Стажеры тренируются по трем основным направлениям: невербальное взаимодействие с группой, правила информационной подачи материала, развитие тренерских компетенций.

Невербальное взаимодействие отрабатывается в постоянное обратной связи после тренинга, между тренингами - среди «своих», доводя до автоматизма ключевые невербальные приемы.

Подача информации строго контролируется по насыщенности, последовательности, современности. Перед выходом на группу стажер обязан провести демонстрационное выступление, при этом продемонстрировать куратору отличное знание материала, ответить на все его вопросы. Также перед выходом на группу стажеры проводят демонстрацию отдельных элементов тренинга, упражнений, техник с получением обратной связи.

После каждого проведенного тренинга стажеру дается обучающая обратная связь и дается задание по отработке соответствующих тренерских компетенций.

Только после «внутренней» и «внешней» демонстрации всего тренинга или курса и демонстрации необходимых навыков и компетенций стажер допускается до самостоятельного ведения тренингов.

Теперь о создании тренинга. Вначале выбирается тема будущего тренинга, которая обязательно должна быть лично интересна тренеру и должна быть утверждена руководителем центра. Тренер должен быть компетентен проводить данную тему по своему образованию, опыту, навыкам. 

Вначале проводится информационный поиск по выбранной теме. Читается литература (несколько источников), берется информация из сети интернет, читаются последние достижения психологии в выбранной теме. Если необходимо (и это желательно) тренер проходит дополнительное обучение в этой области, посещает тренинги известных людей в этом направлении. Потом из всего массива информации выбираются информационные блоки, которые лично заинтересовали тренера и могут быть интересны потенциальным слушателям. 

Внутреннее наполнение тренинга обсуждается с супервизором центра по содержанию программ. При этом разбираются детали технологии, обязательные и необязательные элементы информации, актуальность подаваемой информации. Обсуждается главная идея тренинга – что должны получить слушатели (какие результаты и какие эмоции) по итогам посещения тренинга.

Важный акцент в разработке тренингов Сталкера стоит на уникальности содержания тренинга. Тщательное изучение того, что уже сделано по выбранной тематике тренинга позволяет заглянуть глубже и сфокусироваться на "темных" пятнах. Пролить же свет на эти пятна позволяет комплексное моделирование консультационного опыта специалистов центра. Каждый из тренеров центра консультирует десятки людей в разных городах - весь этот опыт трансформируется в проверенные многократноым опытом уникальные технологии и упражнения.

Далее тренером создается внутренний «дизайн» тренинга – выбираются способы и методы подачи информации чтобы «донести» эту информацию до слушателей. Это один из самых сложных этапов создания тренинга. Дизайн тренинга многократно переписывается, супервизируется, дополняется новыми упражнениями, техникими, приемами.

После создания и утверждения дизайна проводится «фокус-группа». Это проведение тренинга внутри хорошо знакомой группы (собираются тренеры центра, знакомые и др.). Отрабатывается весь тренинг или его сокращенный вариант. После такой группы тренер получает обширную обратную связь по результатам которой вносит изменения и улучшения. И только после такой процедуры тренинг попадает в список программ центра Сталкер!

Такое отношение к качеству тренинга и качеству самого тренера обеспечивает, по мнению руководителей центра, высокий уровень профессионализма и программ нашего центра. Возможно, кто-то посчитает излишним столь строгое отношение к такому, казалось бы, простому действию, как создание и проведение тренинга. Я считаю, что в современном мире информационной насыщенности или, можно сказать, информационного мусора, необходимо демонстрировать и подтверждать свой профессионализм и экспертность в выбранной профессии. Можно прочитать сотни книг и посетить десятки тренингов, но так и не получить желаемого результата. Центр поддерживает и стимулирует в своих тренерах развитие экспертности и профессионализма, поддерживает постоянное повышение квалификации тренеров и уровня самих тренингов. Это визитная карточка нашего центра: профессионализм и высокое качество обучения. Приходя на тренинги нашего центра слушатель может быть уверен, что получит желаемый результат.